Уважаемые коллеги и все присутствующие.
История
нашего государства неразрывно связана с христианством, принятие которого в Х
веке, несомненно, означало шаг вперед в нравственном развитии древнерусского
общества. Церковь с первых дней своего существования категорически запретила
языческие приношения человеческих жертв божествам, ритуальные убийства, занималась
образованием и благотворительностью.
Или
взять XX век. Хорошо известно, что именно Церковь, а не государство, первой
отозвалась на трагические события 1921-1923 гг, когда все Поволжье было
охвачено голодом.
А чему
учит страшный и поучительный опыт борьбы с фашизмом. В критический для страны
час именно Русская Православная Церковь стала надежной опорой государства. В те
же дни, к слову сказать, на всей территории Советского Союза была запрещена
антирелигиозная пропаганда.
Горько
осознавать, что государству не всегда хватало мудрости учиться на собственных
ошибках.
Отмечая
особую роль РПЦ в деле единения народа, В.О.Ключевский подчеркивал, что
«Церковь на Руси соединяла в одно общество людей разных состояний или во имя
цели, или тайного назначения, или во имя чувства сострадания и милосердия».
В
условиях современного общественного кризиса России, который определяется,
прежде всего, кризисом духовных и нравственных ценностей и потому
сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности,
детской подростковой преступности, суицидов, наркомании, сектантства, особое
значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе
нравственных ценностей, сформированных Православием.
Но
Православие не только культурообразующая компонента отечественной цивилизации,
но и государствообразующая религия. Огромное же число современных деструктивных
сект, разрушают государственность и деформируют сознание молодежи. Чтобы
привить детям иммунитет против сект, необходимо знакомить их с традиционной
духовностью.
Существует
ошибочное мнение о том, что наше законодательство препятствует осуществлению
полноценного духовно-нравственного воспитания молодежи. Это не соответствует
действительности. Наоборот, Конституция РФ и Закон «Об образовании», а также
Закон о свободе совести и религиозных объединениях (ст. 3 п. 1, ст. 5 п. 4);
Национальная доктрина образования и др. позволяют без всяких противоречий
реализовать современную систему воспитания.
И
вот, реализуя областную Программу духовно-нравственного просвещения в
общеобразовательных учреждениях Воронежской области, по решению педагогического
совета школы, родительской общественности в соответствии с приказом Главного
Управления образованием № 467 в 2004
году на базе школы была открыта областная опытно-экспериментальная площадка по
теме опытно-экспериментальной работы «Возрождение отечественных традиций
духовно-нравственного воспитания».
Цель
эксперимента: изучить и обобщить традиции духовно-нравственного воспитания,
адаптировать их к современным условиям.
Гипотеза
исследования: если педагогический коллектив, учащиеся школы и их родители
основой своих взаимоотношений сознательно изберут духовно-нравственные
традиции, то улучшится психологический климат в школе, повысится уровень нравственной
воспитанности детей, не будет правонарушений среди подростков.
Вся
работа по осуществлению программы эксперимента строится на добровольной основе
(заявления детей и их родителей). В школе функционируют факультативы
духовно-нравственной направленности по программам, разработанным ВОИПКРО,
работают хоровой и драматический кружки.
Наряду
со светскими праздниками, в школе отмечаются церковно-государственные: День
народного единения, Рождество Христово, День славянской письменности и
культуры, а также Пасха. Отработана система классных часов, для родителей
функционирует педагогический лекторий, преподавателями центра
духовно-нравственного воспитания ВОИПКРО читаются лекции для учителей.
Постоянными являются встречи с представителями духовенства.
На
всех наших мероприятиях присутствуют учителя, родители, учащиеся других школ. Со
своими духовными концертами мы выступали в селах района, в доме интернате для
престарелых людей села Марки, детском оздоровительном центре «Росток» и
краеведческом музее города Острогожска. Неоднократно мы бывали и на Воронежских
сценах, в частности в этом году показали Пасхальный концерт для преподавателей
ВОИПКРО, специалистов Главного Управления образования и работников Государственного
архива, где нас записали и затем транслировали по Воронежскому радио.
Мы постоянно участвуем в областных
краеведческих конкурсах, конкурсе «Край Воронежский Православный», где
завоевываем призовые места.
Этот
наш скромный труд приносит определенные плоды. Результаты анкетирования
родителей говорят о том, что дети становятся добрее, отзывчивее, старательнее
учатся. Ученики, участвующие в эксперименте не совершают правонарушений, дай Бог, чтобы было так и впредь.
Вот
некоторые из многочисленных отзывов людей, побывавших на школьных мероприятиях:
«Дети несли со сцены свет и добро, делали лучше всех находящихся в зале.
Главное – это искренность, с которой они исполняли свои роли», - Лариса
Викторовна. Или другое впечатление: «Эксперимент по духовно-нравственному
воспитанию, проводимый в вашей школе, лишний раз показывает, что возрождение
России пойдет через нравственно укрепленных знающих Бога людей, и в первую
очередь через детей, которые будут следовать Заповедям Божьим. Желаю всему
педагогическому коллективу крепости духа, веры, сил и терпения. Директор Каменской
средней школы № 1 Елена Владимировна
Коденцева».
Я
уже ранее подчеркивал, что школа не ставит своей целью сделать детей верующими.
Будут ли они таковыми или нет, это их дело. Но воспитать их настоящими
патриотами, любящими свою Родину и историю, которая неразрывно связана с
Православием – наша задача.
К
тому же в последнее время в школах мы
больше почему-то говорим детям о их
правах, и меньше об обязанностях, а это ведет к вседозволенности с вытекающими
отсюда последствиями. Заповеди же Христовы наоборот нацеливают людей на
выполнение долга, как христианина и гражданина.
Научить
людей добру, жить в соответствии с Православной моралью очень и очень трудно.
Здесь нужна комплексная работа с детьми, родителями, учителями.
К
тому же многие учебники лишены главного, что делает человека человеком –
уважение к духовным истокам национальной культуры.
Я
думаю, что пришло время, на включение в учебный план школ светского предмета
«Основы православной культуры и этики», как это сделано в других областях.
И в заключении я бы хотел подчеркнуть, что нет,
и не может быть на земле такого государства, которое сохранилось бы на
политической карте мира, если оно не заботится о поддержании и укреплении духовного
единства народа.
Спасибо
за внимание.
|