Уважаемые
коллеги и все присутствующие.
История нашего государства
неразрывно связана с христианством, принятие которого в Х веке, несомненно,
означало шаг вперед в нравственном развитии древнерусского общества. Церковь с
первых дней своего существования категорически запретила языческие приношения
человеческих жертв божествам, ритуальные убийства, занималась образованием и благотворительностью.
Или взять XX век. Хорошо
известно, что именно Церковь, а не государство первой отозвалась на трагические
события 1921-1923 гг, когда все Поволжье, Украина и другие территории были
охвачены голодом.
А чему учит страшный и
поучительный опыт борьбы с фашизмом. В критический для страны час именно
Русская Православная Церковь стала надежной опорой государства. В те же дни, к
слову сказать, на всей территории Советского Союза была запрещена
антирелигиозная пропаганда.
Горько осознавать, что
государству не всегда хватало мудрости учиться на собственных трагедиях и
преступных промахах.
Отмечая особую роль РПЦ в
деле единения народа, В.О. Ключевский подчеркнул: «Церковь на Руси соединяла в
одно общество людей разных состояний или во имя цели, или тайного назначения,
или во имя чувства сострадания и милосердия».
В условиях современного
общественного кризиса России, который определяется, прежде всего, кризисом
духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими
разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской
подростковой преступности, суицидов, наркомании, сектантства, особое значение
имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных
ценностей, сформированных Православием.
Но Православие не только
культурообразующая компонента отечественной цивилизации, но и
государствообразующая религия. Огромное же число современных деструктивных
сект, разрушают государственность и деформируют сознание особенно молодежи.
Чтобы привить детям иммунитет против них необходимо знакомить их с традиционной
духовностью.
Существует ошибочное мнение
о том, что наше законодательство препятствует осуществлению полноценного
духовно-нравственного воспитания молодежи. Это не соответствует
действительности. Наоборот, Конституция РФ и Закон «Об образовании», а также
Закон о свободе совести и религиозных объединениях (ст. 3 п. 1, ст. 5 п. 4);
Национальная доктрина образования и др. позволяют без всяких противоречий
реализовать современную систему воспитания.
И вот, реализуя областную
Программу духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях
Воронежской области, по решению педагогического совета школы, родительской
общественности в соответствии с приказом Главного Управления образованием №
467 в 2004 году на базе школы была
открыта областная опытно-экспериментальная площадка по теме
опытно-экспериментальной работы «Возрождение отечественных традиций
духовно-нравственного воспитания».
Цель эксперимента: изучить и
обобщить традиции духовно-нравственного воспитания, адаптировать их к
современным условиям.
Гипотеза исследования: если
педагогический коллектив, учащиеся школы и их родители основой своих
взаимоотношений сознательно изберут духовно-нравственные традиции, то улучшится
психологический климат в школе, повысится уровень нравственной воспитанности
детей, не будет совершаться правонарушений.
Вся работа по осуществлению
программы эксперимента строится на добровольной основе (заявления детей и их
родителей). В школе функционируют факультативы духовно-нравственной направленности,
работают хоровой и драматический кружки.
Наряду со светскими
праздниками в школе отмечаются и церковно-государственные: День народного
единения, Рождество Христово, День славянской письменности и культуры, а также
Пасха. Отработана система классных часов, для родителей функционирует
педагогический лекторий, преподавателями центра духовно-нравственного
воспитания ВОИПКРО читаются лекции для учителей. Постоянными являются встречи с
представителями духовенства.
На всех наших мероприятиях
присутствуют учителя, родители, учащиеся других школ. Со своими духовными
концертами мы выступали в селах района, в доме интернате для престарелых людей
села Марки, детском оздоровительном центре «Росток» и краеведческом музее
города Острогожска. Неоднократно мы бывали и на Воронежских сценах, в частности
в этом году показали Пасхальный концерт для преподавателей ВОИПКРО,
специалистов Главного Управления образования и работников Государственного
архива, где нас записали и затем транслировали по Воронежскому радио.
Мы постоянно участвуем в областных
краеведческих конкурсах, конкурсе «Край Воронежский Православный», где
завоевываем призовые места.
Этот наш скромный труд
приносит определенные плоды. Результаты анкетирования родителей говорят о том,
что дети становятся добрее, отзывчивее, старательнее учатся. Ученики,
участвующие в эксперименте не совершают правонарушений, дай Бог, чтобы было так и впредь.
Вот некоторые из
многочисленных отзывов людей, побывавших на школьных мероприятиях: «Дети несли
со сцены свет и добро, делали лучше всех находящихся в зале. Главное – это
искренность, с которой они исполняли свои роли», - Лариса Викторовна. Или
другое впечатление: «Эксперимент по духовно-нравственному воспитанию,
проводимый в вашей школе, лишний раз показывает, что возрождение России пойдет
через нравственно укрепленных знающих Бога людей, и в первую очередь через
детей, которые будут следовать Заповедям Божьим. Желаю всему педагогическому
коллективу крепости духа, веры, сил и терпения. Директор Каменской средней школы № 1 Елена Владимировна
Коденцева».
Я уже ранее подчеркивал, что
школа не ставит своей целью сделать детей верующими. Будут ли они таковыми или
нет, это их дело. Но воспитать их настоящими патриотами, любящими свою Родину и
историю, которая неразрывно связана с Православием – наша задача.
К тому же в последнее время в школах мы больше
почему-то говорим детям об их правах и
меньше об обязанностях, а это ведет к вседозволенности с вытекающими отсюда
последствиями. Заповеди же Христовы наоборот нацеливают людей на выполнение
долга, как христианина и гражданина.
Научить людей добру, жить в
соответствии с Православной моралью очень и очень трудно. Здесь нужна
комплексная работа с детьми, родителями, учителями.
К тому же многие учебники
лишены главного, что делает человека человеком – уважение к духовным истокам
национальной культуры.
Я думаю, что пришло время,
на включение в учебный план школ светского предмета «Основы православной
культуры и этики», не только в 4 классе, но во всех остальных, как это сделано
в других областях.
И в заключении я бы хотел подчеркнуть, что
нет, и не может быть на земле такого государства, которое сохранилось бы на
политической карте мира, если оно не заботится о поддержании и укреплении
духовного единства народа.
|